Метод Динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи
Т.В. Нехорошева, Р.С. Леер
Городской Центр помощи для детей с отклонениями в развитии, Барнаул, Россия
Нарушения речевого развития являются одним из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых месяцев его жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление новых, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция речи способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Цель исследования
Изучение влияния метода динамической электронейростимуляции (Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.) на процессы реабилитации у детей с нарушениями речи.
Материалы и методы
Эффективность методов реабилитации при нарушениях речи была оценена у 45 детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. Все дети были разделены на две группы: основную в количестве 20 детей, в комплекс реабилитации которых был включен метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС), и контрольную группу из 25 детей только на традиционном лечении.
Детям обеих групп было проведено углубленное обследование. Методы обследования до лечения: объективное исследование импрессивной, экспрессивной сторон речи; качества подвижности артикуляционного аппарата; заполнение речевой карты; компьютерное тестирование нервно-психического развития ребенка по имеющимся в центре методикам: шкала KID (для детей от 6 мес. до 1,5 лет) и шкала RCDI (для детей от 1,5 до 3 лет).
У всех детей изучалась динамика следующих параметров: подвижность артикуляционного аппарата; развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи; развитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя, связной речи; развитие когнитивной деятельности; развитие общих движений, мелкой моторики; развитие просодической организации звукового потока (в частности, мелодико-интонационной стороны речи).
Для всех детей были использованы логопедические методики и медикаментозное лечение (ноотропы, аминокислоты, витамины и др.).
На 20–30 день начала лечения после 1-го курса терапии проводился осмотр логопеда и невролога. Каждые 3 месяца проводилось заполнение речевой карты; компьютерное тестирование по шкалам KID и RCDI. Курс лечения в среднем составлял до 15 дней, в течение года — до 5 курсов. Все дети основной группы получали курсы ДЭНС-терапии длительностью сеанса до 10–20 минут с учетом возраста.
Результаты исследования
Проведенное исследование позволило выявить более быструю положительную динамику у пациентов основной группы по сравнению с контрольной группой. Особенно это заметно проявилось в работе с детьми, имеющими нарушения подвижности артикуляционного аппарата.
Проведение сеанса ДЭНС перед логопедическим занятием улучшало подвижность мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшение состояния тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики проявлялось в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи. При
компьютерном тестировании нервно-психического развития динамика когнитивного и речевого развития пациентов основной группы в среднем на 0,3–0,4 месяца опережала соответствующие показатели пациентов контрольной группы за каждые 3 месяца работы с пациентами.
Выводы
Включение метода ДЭНС в комплексное лечение детей раннего возраста с речевыми нарушениями способствует повышению эффективности коррекционной работы. Используя ДЭНС в комплексе с другими методами и средствами, удается быстрее добиться улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата; ускорения темпов развития речи; повышения активности со стороны импрессивной и экспрессивной речи; качественного улучшения всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.