Власов А.А. Опыт внедрения динамической электронейростимуляции в систему школьного здравоохранения для лечения и профилактики зрительных нарушений у учащихся / А.А. Власов, С.Ю. Богачева, К.Ю. Черемхин // Восстановительная медицина и реабилитация 2009. Первый научный съезд Российского общества врачей восстановительной медицины. М., 2009. С. 47–48.
Опыт внедрения Динамической электронейростимуляции в систему школьного здравоохранения для лечения и профилактики зрительных нарушений у учащихся
А.А. Власов, С.Ю. Богачева, К.Ю. Черемхин
Уральская государственная медицинская академия, медицинский центр корпорации ДЭНАС МС, г. Екатеринбург
Снижение остроты зрения у школьников является не только медицинской, но и социальной проблемой. Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость. При этом все специалисты обнаруживают общую закономерность: от младших классов к старшим число учащихся с близорукостью (миопией) растет. С возрастом увеличивается не только процент школьников с миопией, но и степень близорукости. По наблюдениям ученых, зрение наиболее уязвимо во время физиологических скачков в росте и развитии ребенка (сначала в 14–15, а затем в 16–17 лет). По обобщенным данным, миопия среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3–13,8 %, а среди выпускников школ 3,5–32,2 %.
Профилактика, раннее выявление и своевременное лечение зрительных расстройств у учащихся школ позволит снизить риск развития и темп прогрессирования миопии и других заболеваний глаз. В этой связи поиск новых малозатратных и легко выполнимых в школьных условиях технологий остается актуальной задачей.
С целью оздоровления учащихся с риском развития и прогрессирования миопии в Свердловской области начато внедрение программы «Школьное зрение без потерь», включающей метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС).
Пилотное внедрение программы проведено в двух учебных учреждениях Свердловской областей (школы № 1 и № 4 городского округа Арамиль) с 15 по 21 мая 2009 года.
Материалы и методы. Врачом-офтальмологом проведен предварительный осмотр 247 учащихся трех школьных параллелей (начальной, средней и выпускных классов) в возрасте от 8 до 16 лет. Исследовались показатели: острота зрения, определение запаса аккомодации, конвергенция, девиация, гетерофория, осмотр глазного дна.
С согласия родителей 74 учащимся независимо от выявленной патологии проводился курс ДЭНС-терапии с последующим контролем результатов. Остальные учащиеся составили группу контроля.
ДЭНС параорбитальной зоны проводилась аппаратом ДиаДЭНС-Т с применением выносного электрода ДЭНС-очки по стандартной методике: программа минимальной эффективной дозы с частотой 10 Гц, 5–6 минут, затем стимуляция в режиме «Терапия» с частотой 77 Гц в течение 3 минут. Интенсивность воздействия подбиралась индивидуально до получения комфортного покалывающего ощущения. Процедуры проводились ежедневно (с перерывом на выходные дни) в медицинском кабинете школы в течение 10 дней. При этом не требовалось длительного отвлечения школьников от учебного процесса.
Результаты исследования. По данным скрининга, различные варианты нарушения зрения в исследуемых параллелях выявлены у 186 (75,3%) школьников, из них спазм аккомодации определен у 65 (26,3% от общего числа детей), миопия I или II степени у 28 (11,3%), миопия + спазм аккомодации у 27 (10,9%), миопия + сложный астигматизм, нарушение конвергенции у 54 (21,9%), другие заболевания глаз (без миопии) у 12 (4,9%) учащихся.
Среди 74 учащихся, чьи родители дали информированное согласие на участие в лечебно-профилактической программе, распределение нормы и патологии было следующим: здоровых учащихся оказалось 12 человек (16,2%), спазм аккомодации выявлен у 21 детей (28,4%), миопия I или II степени у 11 (14,9%), миопия + спазм аккомодации у 14 (18,9%), миопия + сложный астигматизм, нарушение конвергенции у 11 (14,9%), другие заболевания глаз (без миопии) у 5 (6,8%) учащихся.
В результате проведенного лечения, по оценке эксперта-офтальмолога, в основной группе у подавляющего большинства детей (93,2%) наблюдалось улучшение основных показателей зрительной функции. На фоне ДЭНС произошло статистически достоверное увеличение резерва аккомодации с 1,9±1,3 до 2,7±0,9 (р<0,05) Дптр, а также наблюдалась четкая тенденция к улучшению остроты зрения, в среднем на 10%.
Наиболее выраженный эффект был получен в группе пациентов со спазмом аккомодации. В этой группе у 17 человек из 21 (81,0%) наблюдалось достоверное увеличение запаса аккомодации, у 16 школьников (76,2%) улучшилась острота зрения.
В группе пациентов с миопией слабой и средней степени резерв аккомодации увеличился в диапазоне 0,5-2,5 Дптр у 63,3%, а острота зрения в среднем на 0,17 единицы — у 72,7% учащихся.
Все дети хорошо переносили лечение. Побочных эффектов не выявлено.
Выводы. Динамическая электронейростимуляция является эффективным и безопасным методом профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей и подростков. Метод ДЭНС удобен и прост в применении, не требует значительных затрат времени и отвлечения школьников от учебного процесса.