ZdravPrav.ru
заботимся о вашем здоровье
Первая международная сеть специалистов по ДЭНС-терапии и врачей
Для совершения покупки просим перейти на новый наш сайт www.biodenas.ru
8 (800) 505 94 05 (беспл. по России)
8 (812) 923 46 03 (Санкт-Петербург)
8 (499) 677 53 55 (Москва)

Возможности ДЭНС и Биорепер в комплексном лечении детей с нарушениями речи

Лисецкая Н.Г. Возможности динамической электронейростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с нарушениями речи / Н.Г. Лисецкая, С.А. Семашко // Сб. науч. тр. IV Тихоокеанск. междунар. конгр. по традиц. медицине. Владивосток, 2010. С. 99–103.

Возможности Динамической электронейростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с нарушениями речи

Н.Г. Лисецкая, С.А. Семашко

Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, г.Владивосток

Психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, семье. В настоящее время разработаны правительственные программы охраны здоровья матери и ребенка. Здоровые дети —это здоровое будущее нации. Но, несмотря на большое количество исследований и программ по повышению качества ведения беременных и родов, число детей, появившихся на свет с перинатальным поражением нервной системы, остается высоким и занимает главное место в структуре детской неврологической заболеваемости, с частотой 30 на 10000 родившихся, и является одной из причин формирования нарушений психоневрологического развития, в первую очередь — задержки развития речи.

Речь — это форма высшей нервной деятельности человека, сложный психический процесс. Развитие речи продолжается всю жизнь и отражает его мыслительную деятельность. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны. Ступени и этапы становления и формирования речи подробно изложены в специальной медицинской литературе, и мы на них не будем останавливаться. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепномозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывает локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых расстройств зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС. Таким образом, поиск новых методов лечения является актуальным.

Цель работы: показать эффективность динамической электростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с различными нарушениями речи и патологией дыхательных путей.

ДЭНС-терапия начала применяться в лечебнопрофилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005004 от 4 марта 2005 г.). Метод электробезопасен, не вызывает побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное, воздействует на многие уровни поражения.

ДЭНС проведена у 67 детей, с различными речевыми нарушениями. Возраст пациентов: 2–4 года (25 пациентов, 37%), 4–7 лет (33 пациента, 49%), 7–10 лет (9 пациентов, 14%). Среди них 55 мальчиков (82%) и 12 девочек (18%). По речевым расстройствам (РР) дети подразделялись на группы:
1) РР с органическим поражением ЦНС в зависимости от уровня поражения:

  • сложные комбинированные поражения (7 человек: 5 детей с ДЦП, 2 — болезнь Дауна);
  • алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде (2 человека);
  • дизартрия — нарушение произносительной стороны речи: парез, спазм, гиперкинез или атаксия мышц, обеспечивающих моторную функцию речи (5 человек);
  • дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности звукоречевого аппарата (13 человек);
  • дисфазия — фразеологические нарушения (4 человека);

2) РР с функциональными изменениями ЦНС, логоневроз (13 человек);
3) задержка РР различного происхождения, последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически-травматического генеза. Общее недоразвитие речи — патология формирования лексики, смысловой фонетически-фонематической стороны речи (легкая степень — 9 человек, средняя степень — 6 человека);
4) аутический спектр развития с общим недоразвитием речи (2 человека).

Безусловно, ведущим в патогенезе речевых расстройств является неврологическая патология, но рецидивирующие заболевания дыхательных путей усугубляют воздействие основных причин, тем более что придаточные пазухи и дыхательные пути являются резонансными полостями и играют важную роль в звукообразовании. Среди наших пациентов 46 детей страдали заболеваниями дыхательных путей и ЛОР-органов:

Заболевание

Кол-во пациентов

%

Аденоидит I и II ст

12

26,1

Аллергический ринит

8

17,4

Рецидивирующий гаймороэтмоидит

10

21,7

Бронхит

8

17,4

Бронхиальная астма

2

4,4

Хроническийтонзилит

4

8,6%

Отит

2

4,4

Всего

46

100


Перед началом лечения дети осматривались неврологом, при необходимости проводилась ЭЭГ и компьютерная томография головного мозга. Все дети до начала ДЭНС-терапии проходили логопедическую коррекцию от 6 месяцев до 1,5 лет и были направлены на ДЭНС-терапию из-за отсутствия эффекта.

Программа ДЭНС-терапии проводилась индивидуально, но на первых сеансах упор делался на купирование обострения ЛОР и бронхолегочной патологии. Обрабатывались обязательно тригеминальная зона, придаточные пазухи носа (сочетались частоты 77 и 2,9 Гц), задняя и передняя проекции легких, иммунные точки, одна из универсальных зон и одна из речевых зон, но не более трех зон за сеанс.

Одновременно проводилась дыхательная гимнастика, массаж носа и носогубного треугольника по Кузнецову. Все дети посещали занятия с логопедом. После купирования обострения и восстановления дыхания основными в лечении были речевые зоны, зоны Су-Джок соответствия на кистях и стопах и одна из зон мини-акупунтурной системы скальпа. Электростимуляция проводилась выносным массажным электродом с частотой 77 Гц по 1–2 мин.

Воздействие на височную зону левого полушария улучшает процесс понимания речи за счет активации восприятия и дифференцировки слуховых раздражений. Электростимуляция зрительной зоны влияет на восприятие и распознавание графических изображений письменной речи и использовалась больше у детей в возрасте 6–10 лет. Лобная зона левого полушария — двигательная область, ответственная за моторную речь. Существенно важно воздействие на теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в ЦНС от речевого аппарата.

У детей старше 5 лет проводилась аурикулярная диагностика Биорепер и в лечении использовались аурикулярные точки АТ-34, 29, 55, 84, 51 и др. (не более трех точек на сеанс).

При таком последовательном применении ДЭНС у детей с речевыми нарушениями при ЛOP-патологии отмечалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования (75%), улучшение состояния мышечного тонуса органов артикуляции (83%), увеличение артикуляционных движений (83%).

Наряду со стимуляцией работы мышц речевого аппарата и мимических мышц отмечалось улучшение зрительно-моторной координации и памяти (89%). Все дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками и выполнять обучающие программы. У детей с органическими поражениями (ДЦП и болезнь Дауна)
появилась мотивация к речи, элементы фразовой речи (84%), улучшился фонематический слух (72%).

ДЭНС следует применять в комплексном лечении детей с данной патологией. Воздействие на многие уровни поражения, хорошая переносимость детьми разного возраста, биодоступность, отсутствие осложнений, одновременное лечение сопутствующих заболеваний расширяет возможности использования ДЭНС-терапии в детской практике.