Лисецкая Н.Г. Возможности динамической электронейростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с нарушениями речи / Н.Г. Лисецкая, С.А. Семашко // Сб. науч. тр. IV Тихоокеанск. междунар. конгр. по традиц. медицине. Владивосток, 2010. С. 99–103.
Возможности Динамической электронейростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с нарушениями речи
Н.Г. Лисецкая, С.А. Семашко
Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, г.Владивосток
Психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, семье. В настоящее время разработаны правительственные программы охраны здоровья матери и ребенка. Здоровые дети —это здоровое будущее нации. Но, несмотря на большое количество исследований и программ по повышению качества ведения беременных и родов, число детей, появившихся на свет с перинатальным поражением нервной системы, остается высоким и занимает главное место в структуре детской неврологической заболеваемости, с частотой 30 на 10000 родившихся, и является одной из причин формирования нарушений психоневрологического развития, в первую очередь — задержки развития речи.
Речь — это форма высшей нервной деятельности человека, сложный психический процесс. Развитие речи продолжается всю жизнь и отражает его мыслительную деятельность. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны. Ступени и этапы становления и формирования речи подробно изложены в специальной медицинской литературе, и мы на них не будем останавливаться. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепномозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывает локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых расстройств зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС. Таким образом, поиск новых методов лечения является актуальным.
Цель работы: показать эффективность динамической электростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с различными нарушениями речи и патологией дыхательных путей.
ДЭНС-терапия начала применяться в лечебнопрофилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005004 от 4 марта 2005 г.). Метод электробезопасен, не вызывает побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное, воздействует на многие уровни поражения.
ДЭНС проведена у 67 детей, с различными речевыми нарушениями. Возраст пациентов: 2–4 года (25 пациентов, 37%), 4–7 лет (33 пациента, 49%), 7–10 лет (9 пациентов, 14%). Среди них 55 мальчиков (82%) и 12 девочек (18%). По речевым расстройствам (РР) дети подразделялись на группы:
1) РР с органическим поражением ЦНС в зависимости от уровня поражения:
2) РР с функциональными изменениями ЦНС, логоневроз (13 человек);
3) задержка РР различного происхождения, последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически-травматического генеза. Общее недоразвитие речи — патология формирования лексики, смысловой фонетически-фонематической стороны речи (легкая степень — 9 человек, средняя степень — 6 человека);
4) аутический спектр развития с общим недоразвитием речи (2 человека).
Безусловно, ведущим в патогенезе речевых расстройств является неврологическая патология, но рецидивирующие заболевания дыхательных путей усугубляют воздействие основных причин, тем более что придаточные пазухи и дыхательные пути являются резонансными полостями и играют важную роль в звукообразовании. Среди наших пациентов 46 детей страдали заболеваниями дыхательных путей и ЛОР-органов:
Заболевание |
Кол-во пациентов |
% |
Аденоидит I и II ст |
12 |
26,1 |
Аллергический ринит |
8 |
17,4 |
Рецидивирующий гаймороэтмоидит |
10 |
21,7 |
Бронхит |
8 |
17,4 |
Бронхиальная астма |
2 |
4,4 |
Хроническийтонзилит |
4 |
8,6% |
Отит |
2 |
4,4 |
Всего |
46 |
100 |
Перед началом лечения дети осматривались неврологом, при необходимости проводилась ЭЭГ и компьютерная томография головного мозга. Все дети до начала ДЭНС-терапии проходили логопедическую коррекцию от 6 месяцев до 1,5 лет и были направлены на ДЭНС-терапию из-за отсутствия эффекта.
Программа ДЭНС-терапии проводилась индивидуально, но на первых сеансах упор делался на купирование обострения ЛОР и бронхолегочной патологии. Обрабатывались обязательно тригеминальная зона, придаточные пазухи носа (сочетались частоты 77 и 2,9 Гц), задняя и передняя проекции легких, иммунные точки, одна из универсальных зон и одна из речевых зон, но не более трех зон за сеанс.
Одновременно проводилась дыхательная гимнастика, массаж носа и носогубного треугольника по Кузнецову. Все дети посещали занятия с логопедом. После купирования обострения и восстановления дыхания основными в лечении были речевые зоны, зоны Су-Джок соответствия на кистях и стопах и одна из зон мини-акупунтурной системы скальпа. Электростимуляция проводилась выносным массажным электродом с частотой 77 Гц по 1–2 мин.
Воздействие на височную зону левого полушария улучшает процесс понимания речи за счет активации восприятия и дифференцировки слуховых раздражений. Электростимуляция зрительной зоны влияет на восприятие и распознавание графических изображений письменной речи и использовалась больше у детей в возрасте 6–10 лет. Лобная зона левого полушария — двигательная область, ответственная за моторную речь. Существенно важно воздействие на теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в ЦНС от речевого аппарата.
У детей старше 5 лет проводилась аурикулярная диагностика Биорепер и в лечении использовались аурикулярные точки АТ-34, 29, 55, 84, 51 и др. (не более трех точек на сеанс).
При таком последовательном применении ДЭНС у детей с речевыми нарушениями при ЛOP-патологии отмечалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования (75%), улучшение состояния мышечного тонуса органов артикуляции (83%), увеличение артикуляционных движений (83%).
Наряду со стимуляцией работы мышц речевого аппарата и мимических мышц отмечалось улучшение зрительно-моторной координации и памяти (89%). Все дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками и выполнять обучающие программы. У детей с органическими поражениями (ДЦП и болезнь Дауна)
появилась мотивация к речи, элементы фразовой речи (84%), улучшился фонематический слух (72%).
ДЭНС следует применять в комплексном лечении детей с данной патологией. Воздействие на многие уровни поражения, хорошая переносимость детьми разного возраста, биодоступность, отсутствие осложнений, одновременное лечение сопутствующих заболеваний расширяет возможности использования ДЭНС-терапии в детской практике.