Попова Т.В., В.В. Чудаева ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ // Материалы международногомедицинсого симпозиума, посвященного 7-летию корпорации ДЭНАС МС – Екатеринбург, 2005 – С. 88-91.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ
КАК СРЕДСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Т.В. Попова, В.В. Чудаева
МОУ НОШ № 95, РФ, Челябинск, Россия
«Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». Эти слова великого российского физиолога И.П. Павлова напоминают нам о неограниченных компенсаторных возможностях человеческого организма. В работе логопедов использование «обходных путей» и специфических средств воздействия при коррекции речевых нарушений является традиционным направлением. Особое место всегда занимает формирование и исправление произносительной стороны речи у детей. Нарушение речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В большинстве случаев дефекты речи являются причиной неуспеваемости его в школе.
Почему логопедическое сопровождение сегодня особенно актуально? Почему мы привлекаем внимание врачей, физиологов, логопедов, психологов?
Анализируя школьный опыт работы за 5 лет, мы отмечаем увеличение количества учащихся с нарушением речи в 2 раза. Из них 80%-90% младших школьников общеобразовательных школ имеют нарушение иннервации мышц речевого аппарата (стертую форму дизартрии). Это проявляется в ограниченной подвижности органов артикуляции, а, следовательно, в нарушении произносительной стороны речи. Проблема заключается в том, что многие врачи, педагоги и родители не знают, что стертую форму дизартрии нужно лечить и чем раньше, тем лучше. Официальная медицина на это не обращает внимания. В медицинских картах таких детей значится: «неврологический статус без особенностей» или «здоров».
Нейропсихологическое исследование детей со стертыми формами дизартрии показывает органические нарушения в речедвигательном анализаторе, которые часто носят невыраженный, стертый характер и проявляются только в недостаточности некоторых моторных функции артикулярного аппарата. У одних детей отмечается скованность, вялость движений языка, губ, челюсти, невозможность выполнения сложных движений, у других – двигательное беспокойство, гиперкинез языка, невозможность удержания заданного положения языка, наличие большого числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев рук. Значительные трудности представляет для них овладение дифференцированными движениями речевого аппарата: кончика языка и его спинки, языка и губ. Нередко нарушается темп речи, который может быть ускоренным или замедленным. Наблюдается и нарушение голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. Выявляется отставание в физическом (моторном) развитии, соматическая ослабленность, отмечается негрубая неврологическая симптоматика, видны нарушения со стороны вегетативной нервной системы, характерно недоразвитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Недостатки произношения при этом носят различный характер. В большинстве случаев они вызывают задержку фонематического развития. Развитие лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного отставания. Речь характеризуется смазанностью, размытостью, нечеткостью артикуляции. Фраза не договаривается, нарушается расстановка пауз, смысловых ударений, характерны пропуски звуков и слов, бормотание к концу фразы. В процессе логопедической работы отмечается неравномерность развития языковых систем: если фонематические представления и лексико-грамматический строй речи развиваются и быстро достигают нормы, то звукопроизношение длительное время остается дефектным и не соответствует уровню развития речи. Будучи поставленными, эти звуки в потоке речи произносятся по-прежнему, речь остается нечеткой. В результате кропотливая, длительная работа логопеда по формированию произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии оказывается бесполезной.
Вот почему существует серьезная необходимость в целостном подходе к ребенку с нарушением иннервации артикуляционного праксиса.
Вот почему возникает необходимость в целенаправленном, более активном, комплексном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных» вспомогательных средств, позволяющих в полном объеме добиваться эффекта в речевом развитии ребенка. В работе «Основы теории и практики логопедии» Р.Е.Левина (1967) – выдающийся ученый в области нарушений детской речи - отмечает необходимость использования постоянно совершенствующихся приборов и устройств в качестве вспомогательного средства коррекции. С появлением и развитием динамической электронейростимуляции это становится возможным.
Логопед-ведущий специалист в речевых нарушениях. Он диагностирует речевые нарушения, определяет их возможную причину и на этой основе разрабатывает содержание коррекционного воздействия. Сегодня, с приходом в практику замечательных аппаратов ДЭНАС и ДиаДЭНС возможности логопеда расширяются. Объединяя различные подходы, используя традиционные и инновационные техники в системе образования и здравоохранения, возможно формирование соответствующих адаптивных механизмов, позволяющих успешно управлять органами артикуляции, тем самым, существенно повышать эффективность занятий логопеда и сокращать время на формирование и автоматизацию речевого навыка.
Для научно обоснованного внедрения ДЭНС в логопедическую практику необходима программа, представленная Министерством здравоохранения по формированию речевых функций у детей с использованием ДЭНС.
Далее необходимо определение роли, функции, места и профессиональной логики включения этой технологии в сложившейся системе работы логопедов, утвержденное Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования.
Результаты апробации новой аппаратной техники необходимо обобщать, обсуждать и представлять в печатных изданиях на страницах газет и журналов, в методических пособиях.
Вместе с тем, такое мощное средство как ДЭНС, вызывает необходимость организации учебно-методических курсов по специализации ДЭНС-логопед.
Логопедами МОУНОШ № 95 г. Челябинска разрабатывается первая версия «включения» ДЭНС в принятую систему работы логопедов. Проводится консультационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями по созданию современных здоровье сберегающих условий в коррекционном процессе. Организуются собственно Медико-педагогические исследования по использованию ДЭНС.