ZdravPrav.ru
заботимся о вашем здоровье
Первая международная сеть специалистов по ДЭНС-терапии и врачей
Для совершения покупки просим перейти на новый наш сайт www.biodenas.ru
8 (800) 505 94 05 (беспл. по России)
8 (812) 923 46 03 (Санкт-Петербург)
8 (499) 677 53 55 (Москва)

Предварительные результаты использования ДЭНС у детей с дизартриями и алалиями

Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Материалы международного юбилейного симпозиума, посвященного 6-летию Корпорации «DЭНАС МС» – Екатеринбург, 2004. – С. 172-179.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЯМИ И АЛАЛИЯМИ.
Кушнина Т. В.,  г. Зеленогорск, Россия

Здоровье детей в значительной степени определяет потенциальные возможности нации, характеризует состояние общественного строя, является индикатором социального здоровья общества и стратегическим резервом трудовых ресурсов. Но, не смотря на большое количество исследований и программ по повышению качества  беременности и родов, число детей, появляющихся на свет с перинатальным поражением нервной системы остается высоким.
Катамнестические наблюдения показывают, что большинство детей, перенесших перинатальную гипоксию, в дальнейшем имеют функциональные расстройства нервной системы и, связанные с ними, нарушения функций органов и систем. Как правило, дети с перинатальным поражением центральной нервной подвержены частым простудным заболеваниям, у многих наблюдается задержка психомоторного развития.

За последние годы отмечается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи: дизартриями и недоразвитием речи по типу алалии.
До последнего времени, в своей практике для лечения пациентов с  задержкой речевого развития мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т.д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацицию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонетического слуха, звукобуквенный анализ, проводилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но, зачастую, использования только данного комплекса мероприятий бывает недостаточно.
Как правило, положительного стойкого эффекта удается добиться только при интеграции педагогических и медицинских методик. И для подтверждения справедливости данного тезиса несколько глубже рассмотрим суть проблемы.

Дизартрии – это нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом наблюдается расстройство артикуляции, затруднение в произношении согласных звуков речи вследствие пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, обеспечивающих  моторную функцию речи. Речь при этом становиться неясной, «смазанной», невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой.
Клинико – физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения соответствующих структур мозга.
Основными признаками дизартрии являются дефекты произношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания, проявляющиеся рядом признаков:

I. Нарушения мышечного тонуса

  • Повышение тонуса мышц языка, губ, лица и шеи. При этом чаще всего наблюдается смягчение произношения согласных.
  • Дистония. Меняется характер мышечного тонуса, при попытках речи тонус резко возрастает, как следствие наблюдается непостоянство, искажения, замена и пропуск звуков.
  • Дискоординационные расстройства. Звукопроизношение нарушается при произношении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях, речь становится  замедленной и скандированной. В основе лежит нарушение точности и соразмерности артикуляционных движений.

II. Нарушения голоса, которые крайне разнообразны и специфичны для разных форм дизартрии.
III. Нарушения речевого дыхания, обусловленные нарушением работы центральных механизмов его регуляции.

Частота заболевания в детском возрасте имеет прямую связь с частотой перинатальной патологии. Очень часто дизартрия наблюдается у детей с детским церебральным параличом. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы с частотой и тяжестью дизартрии. Наиболее легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных нарушений, перенесших легкую асфиксию, или имеющих в анамнезе влияние других, неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в периоде родов. В этих случаях при обследовании у невропатолога, как правило, отмечается нарушение иннервации мышц лицевой мускулатуры, ослабление небного рефлекса, тремор языка, мышечный гипо – или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, у них с задержкой развивается готовность к письму, вследствие чего долго не проявляется интерес к рисованию, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Также имеются нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти и внимания.
Таким образом, основные формы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Но при этом наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, в сочетании с нарушениями с нарушениями общей моторики, особенно тонкой и дифференцированной моторики пальцев рук.

Алалия- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Причинами алалии является:
воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Ведущую роль в возникновении алалии занимают черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных. Родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии.  Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Клетки мозга, и в первую очередь третьего слоя коры, более молодого в филоотогенетигеском отношении, является наиболее  чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающие формирование высших корковых функций человека, в первую очередь - речи и психики.
Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцифалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т.д.
Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем. Действие любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит диффузный характер. У ребенка в таком случае отличается ММД.
Иногда алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение ЦНС, в первую очередь гипотрофии. Часто в патогенезе имеют место: рахит и нарушение питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Поэтому соматические заболевания лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которое является ведущим.
В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

Результаты работы.
В своей работе мы  наблюдали две группы детей с речевыми нарушениями:

  • ОНР 3 уровня, (ФФНР), обусловленные стертой формой дизартрии;
  • ОНР 3 уровня, (ФФНР), обусловленные задержкой речевого развития на резидуально - органическом фоне.

Дети были взяты из старшей и подготовительной групп. С заинтересовавшимися родителями мы провели индивидуальные собеседования, в которых выявили особенности детей, собрали анамнез и социальные данные семьи, объяснили особенности воздействия ДЭНС-терапии и просили помогать и выполнять назначения, необходимые в процессе ДЭНС-воздействия.
В процессе работы с речевыми проблемами приходилось решать и другие проблемы, так как почти все дети оказались из группы ДЧБ, с соматическими заболеваниями, хроническим лор – заболеваниями.
Всех детей мы разделили на две основные группы:

  1. Дети с темповой задержкой речевого развития по типу алалии, которые переходят в  ОНР 1,2,3 уровня;
  2. Дети с нарушениями звукопроизношения - стертой формой дизартрии (ФФНР - фонетико-фонематическое нарушение речи).

Кроме этого все дети относились к группе часто болеющих детей (ЧБД) (простудные заболевания, ангины, стеноз гортани, аденоиды, кишечные заболевания- ОКИ, дисбактериоз, нарушения осанки, дисплазия тазобедренных суставов, гипертрофия мышц).

Для 1 группы была выбрана методика  воздействия на речевые центры.

  • большой палец руки (слева от ногтя - зона соответствия с височной зоной головы по СУ-ДЖОК),
  • височная область головы слева,
  • 6 точек,
  • язык,
  • 3 дорожки - ШОП.

Для 2 группы использовалась методика воздействия на подвижность артикуляционного аппарата:

  • ногтевые ложа пальцев руки,
  • зона косынки на лице (от уха до уха),
  • методика креста – вокруг рта,
  • язык,
  • 3 дорожки - ШОП.
  • Кроме этого обрабатывались выявленные триггерные зоны, у детей с аденоидами – обрабатывались крылья и спинка носа.

Первый курс у 1 группы проводился с 11 по 29 ноября  (3 раза в неделю утром); у 2 группы со 2 по 25 декабря. Второй курс - у 1 группы - с 13 января по 7 февраля; у 2 группы - с 10 по 28 февраля. При необходимости предлагались дополнительные методы обследования и лечения (УЗИ внутренних органов, лечение у невропатолога, лор-врача, обследование у аллерголога). Те родители, которые выполняли все рекомендации добросовестно, добились наилучших результатов.    
Наиболее быстрые результаты достигнуты у редко болеющих детей (Иванова И., Струков М., Малашонок О., Пышков К., Дычко Г., Сорокин А., Антипов Ж.). У детей из группы ДЧБ отмечалось невосприимчивость к простудным заболеваниям (даже во время карантина по гриппу), или переносили более легкие формы ОРЗ (насморк в течение 2-3 дней). Родители Кондрашова А. отметили, что ребенок в течение 6 месяцев не находился в изоляторе (раньше - очень часто), стал активнее на занятиях в детском саду, ответы стали более осмысленными. У Рытикова И. прекратилось моргание глаз в течение нескольких месяцев.

Результаты проведенной работы приведены таблицах 1, 2.
Таблица 1
Результаты работы с пациентами 1 группы (ОНР)
Фамилия  Имя    Результативность
Иванова И. Речь скоррегирована.
Дычко Г. Речь скоррегирована.
Кондрашов А. Значительное улучшение.
Малашонок О. Значительное улучшение.
Юнг В. Началась фразовая речь.
Пеньков С. Началась фразовая речь.
Понуровский С. Началась фразовая речь.

Таблица 2
Результаты работы с пациентами 2 группы (стертая форма дизартрии)
Фамилия  Имя    Результативность
Рытиков И. Речь скоррегирована.
Антипов Ж. Речь скоррегирована.
Пышков К. Речь скоррегирована.
Сорокин А. Речь скоррегирована.
Сафронов А. Значительные улучшения, переведен в речевой д/с
Ситкевич К. Значительное улучшение.
Пчелинцева Л. Операция по аденоскопии, незначительные улучшения.
Пушкарев С. Значительные улучшения.
Струков М. Значительные улучшения, продолжение занятий по развитию фонематического слуха.
Матвеев П. Значительные улучшения.  

Заключение.
Таким образом, проведенная работа показывает, что детей с речевой патологией брать можно и нужно, несмотря на их осложненные анамнезы и сопутствующие заболевания, но надо все это учитывать в своей работе. Для улучшения результативности - устранять сопутствующие заболевания, проводить комплексную терапию, усиливать педагогическую и коррекционную работу (воспитатели и логопеды детских садов), активно привлекать родителей к индивидуальной работе с ребенком. Только все эти факторы помогут решить проблемы каждого ребенка.

Трудностями в работе было - отсутствие быстрых видимых результатов. Каждого ребенка приходилось отслеживать в течение 6-12 месяцев. Одновременно проводилась работа с детьми, родители, которых не заинтересовались ДЭНС - терапией. Группа детей практически ничем не отличается по сложности анамнезов и соматических заболеваний. С этими детьми проводились обычные логопедические занятия.
Работая с этими детьми, мы отмечали большие трудности в постановке и автоматизации звуков из-за проблем подвижности артикуляционного аппарата. Язык быстро утомляется, слабо развит контроль над речью, дети быстро устают, становятся расторможенными и отвлекаемыми. Дети из группы ДЧБ из-за частых заболеваний  имеют пробелы в знаниях. Логопедическая работа каждый раз после заболевания начинается практически с начала. Таким образом, та работа, которую можно сделать за пол года, растягивается на 1,5-2 года.

В условиях поликлиники работать с такими детьми тоже сложно. У родителей хватает терпения водить детей в течение 2-3 месяцев (изредка полгода), за это время удается поставить и автоматизировать 1-2 группы звуков. Дети, которых чаще всего приводят в вечернее время после детского сада (после работы родителей), уже утомлены, внимание рассеянно, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Таким детям после 1-2 месяцев работы с одной группой звуков, приходится делать отдых, усиливая в это время индивидуальную работу по закреплению и автоматизации звуков. Потом отрабатывается следующая группа звуков. Работа растягивается на 1,5-2 года. Придя в школу, из-за несформированности фонематических процессов у них возникают трудности в чтении и при письме. Поэтому с такими детьми еще приходится продолжать работу школьным логопедам. Таким образом, на одного сложного в речевом плане ребенка, затрачивается 7-8 лет коррекционной логопедической работы.
Использование динамической электронейростимуляции позволяет  значительно быстрее и эффективней справляться с данной проблемой.